Воспитатель подготовительной к школе группы Мизун Н.Н.
Сотрудничество дошкольной образовательной организации и начальной школы с семьей воспитанника.
Аннотация:
В публикации раскрываются психологические и возрастные особенности взаимодействия дошкольников и начальной школы сопровождения семьи в образовании. Определены основные направления взаимодействия дошкольников и начальной школы, и семьи с целью сотрудничество дошкольного образования.
Ключевые слова: семья, субъектом взаимодействия, кризис, учет психического состояния ребенка, физическое и психологическое и здоровье подрастающего поколения, формируется саморегуляция, использование традиционных форм работы с родителями, культуры семейного воспитания.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (педагог – дошкольник – родитель)[1]. От того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса [5].
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей [4].
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что дошкольниками стали дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе [3, 4].
Формы и методы работы с родителями в детском саду и начальной школе, безусловно, должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и других сферах [1, 5].
Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, конференции (на уровне класса или школы), консультации, посещения на дому (традиционные формы). Нетрадиционные формы — дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги [1].
Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в детском саду и начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе [2].
В заключении хотелось бы отметить, что современным родителям необходимо обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания. Родителям нужно больше уделять внимание своему ребенку, и больше углубляться в социум дошкольного и школьного учреждения.
Список литературы:
- Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей // Начальная школа. 2009. № 1.
- Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. 2010. № 6.
- Киршбаум Э.И. психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дисс.: канд. психол. наук. Л., 2011.
- Ронзин Д. В. Социальный психолого-педагогический проект «Школа миролюбия» // На путях к новой школе. 2009.№1.
- Тимарцева Л. В. Изучение истории семьи// Начальная школа. 2010. № 2.