Воспитатель подготовительной к школе группы Мизун Н.Н.

Сотрудничество дошкольной образовательной организации и начальной школы с семьей воспитанника.

Аннотация:

В публикации  раскрываются психологические и возрастные особенности взаимодействия дошкольников и  начальной школы   сопровождения   семьи в образовании. Определены основные направления взаимодействия  дошкольников  и начальной школы, и семьи с целью сотрудничество дошкольного образования.

Ключевые слова: семья, субъектом взаимодействия, кризис, учет психического состояния ребенка, физическое и психологическое и здоровье подрастающего поколения, формируется саморегуляция, использование традиционных форм работы с родителями, культуры семейного воспитания.

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (педагог – дошкольник – родитель)[1]. От того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса [5].

В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей [4].

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, особенно в связи с тем, что дошкольниками стали дети шести лет. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе [3, 4].

Формы и методы работы с родителями в детском саду и начальной школе, безусловно, должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и других сферах  [1, 5].

Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные  тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, конференции (на уровне класса или школы), консультации, посещения на дому (традиционные формы). Нетрадиционные формы — дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги   [1].

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в детском саду и начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе [2].

В заключении хотелось бы отметить, что современным родителям необходимо обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания. Родителям нужно больше уделять внимание своему ребенку, и больше углубляться в социум  дошкольного и школьного учреждения.

Список литературы:

  1. Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей // Начальная школа. 2009. № 1.
  2. Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. 2010. № 6.
  3. Киршбаум Э.И. психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дисс.: канд. психол. наук. Л., 2011.
  4. Ронзин Д. В.  Социальный психолого-педагогический проект «Школа миролюбия» // На путях к новой школе. 2009.№1.
  5. Тимарцева Л. В. Изучение истории семьи// Начальная школа. 2010. № 2.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 285 гостей и 2 пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.