Консультация для родителей
«Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка»
Музыкальный руководитель: Ушацкая О. И.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок , надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа и музыка.
В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно- эстетическое восприятие мира. Как часто звучат в наше время слова «русская душа», но не менее часто - «падение нравственности», «деградация общества». Замечательный человек, актер Е.Леонов говорил «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запасы доброты, виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ушли шутка, юмор, игра». У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции». А главное - самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка. Как это прекрасно - знакомить ребят с музыкой! Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Через классическую музыку передаются нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, к матери. Формируется доброжелательное отношение к животным, воспитывается чувство к прекрасному - красоте природы. Слушайте с детьми вокальную и инструментальную музыку. Необходимо увлечь ребенка, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, беседуйте с малышом, помогите ему понять, осмыслить содержание, характер музыки. Важное значение имеет классическая музыка. Это особый мир - в нем человеческие души, говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Используйте магнитофонные записи, что значительно обогащает восприятие музыки. По возможности сочетайте с «живым» исполнением. Ходите с ребятами на концерты. Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен - музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки, Чайковского и других зарубежных, русских и современных композиторов - классиков. Конечно, рассказать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное - дать почувствовать настроения, переживания, посещения концерта, спросите ребенка:
При этом каждый раз, беседуя, начинайте с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми. Встреча с музыкой поражает воображение детей, ,сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством - музыкой.