Музыкальный руководитель: Ушацкая О. И.

Исполнительство и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Русский народ – это народ с богатыми песенными традициями, который действительно любит и ценит музыку. Песни помогали выжить в самые тяжелые годы и сберечь духовные ценности.

Русская песня восходит к народным напевам, колыбельным, которые пели матери своим детям. Программа рекомендует нам использовать в музыкальном развитии народные колыбельные, игры с пением, плясовые и произведения композиторов, в том числе созданные специально для детей дошкольного возраста. Что посеешь, то и пожнешь, говорят в народе. В детском саду закладываются основы общего музыкального развития, здесь происходит приобщение к музыкальному искусству своего народа.

Если мы сможем привить детям любовь к народным песням, народным традициям с малых лет, то с уверенностью сможем смотреть в будущее.  Есть надежда, что вспыхнувший в детских душах огонек любви к народной песне не погаснет, а это одно из условий сохранения основ культуры нации. Разучивание и исполнение песен, танцев, игр композиторов  русского фольклора в детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа, родного края, познакомить с подлинно художественными образцами – колыбельными, песнями. А игровая форма большинства фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в танцевально – игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.

Ознакомление детей с музыкой русских  композиторов - классиков; современных - композиторов специально сочиняющих и работающих в детском саду - позволяет постепенно приобщать их к основам  русской  музыкальной культуры, что  несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной любить не только и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.  Проанализировав программу и имеющиеся у меня материалы по русской музыкальной культуре, в соответствии с методикой проведения музыкально - дидактических игр, я разработала ряд музыкально - дидактических игр с использованием музыки  русской народной  и советских композиторов и  русского музыкального фольклора, которые представляю ниже.

СОЛНЫШКО И  ТУЧКА

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая,    жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Наглядность: карточки трех видов - сияющее солнышко; солнышко, чуть прикрытое тучкой ( «спящее» ), тучка с дождем.

Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому,   жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному.

Музыкальный репертуар:  «Колыбельная» рус. нар. мелодия; «Марш»,  «Танец клоуна» Ю. Виноградов.

Методика проведения.

Детям раздают карточки и предлагают послушать три  музыкальных  произведения. Дети определяют характер каждого из них поднятием определенной карточки. Таким образом, на первом этапе дети определяют характер.

Дети строят 3 круга группируясь, реагируют на звучание 3-ех контрастных произведений: 1) двигаются в своем кругу под марш;

2) спокойным шагом, мягким;

3) грустная – стоят.

3.   Соревнуются 3 круга. Победители поощряются исполнением музыки с использованием музыкальными инструментами.

П Е С Н Я - Т А Н Е Ц - М А Р Ш

Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Наглядность: Такие же карточки, как и в предыдущем пособии. На маленьких карточках изображены флейта ( песня ), бубен ( танец ), барабан ( марш ).

Музыкальный репертуар: « Марш», Парлова, «Полька» Н. Жиганов,  « Ой, вставала я ранешенько », русс. нар.песня.

Методика проведения: Дети слушают поочередно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующим жанру пьесы , и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки.

Ч Е Й   Э Т О   М А Р Ш   ?

Цель: Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать   умение различать характер  марша.

Наглядность: Прямоугольная карточка разделена на три квадрата. На первом квадрате изображены марширующие дети; на втором - марширующие солдаты; на третьем - игрушечные солдатики. Три картонные фишки, разноцветные.

Музыкальный репертуар: « Наша Амия» И. Резник; «; «Марш», Яруллин, «Марш оловянных солдатиков», П. Чайковского.

Методика проведения: Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые педагогом поочередно. По характеру звучания, по выразительным особенностям музыки дети должны догадаться, чей это марш, и закрыть фишкой соответствующую картинку.

Ч Е Й   Э Т О   Т А Н Е Ц ?

Цель: Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер танца.

Музыкальный репертуар: «Танец медвежат» Ю. Виноградов, «Танец джигита» Ю.Виноградов, «Танец клоуна» Ю. Виноградов, « Калинка», русс. нар. мелодия.

Проводится аналогично предыдущим играм.

В Ы Б Е Р И   И Н С Т Р У М Е Н Т

Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.

Наглядность: Набор маленьких карточек с изображением разных детских музыкальных инструментов.

Музыкальный репертуар

« Я на дудочке играю», рус нар мелодия; « Все мы музыканты»; «Пастушок играет», русс. нар. мелодия.

Методика проведения: Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания дети должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.

Т Р И    Т А Н Ц А

Цель: Развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс.

Наглядность: Использовать цветные карточки, зеленая соответствует плясовой; голубая - вальсу, оранжевая - польке.

Методика проведения: Исполняются три танца – полька, вальс и плясовая - в разной последовательности. Дети узнают танец   и поднимают соответствующую карточку. Музыкальный репертуар:

Музыкальный репертуар: «Полька», М. Глинки; «Вальс», А. Ключарев; п «Камаринская», рус нар. плясовая.

П О Д Б Е Р И     К А Р Т И Н К У

Цель: Развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Наглядность: Используются фотографии, иллюстрации картинок, соответствующие образам музыкальных пьес.

Музыкальный репертуар: Весенние капельки. Р. Еникеев.

Методика проведения: Исполняется музыкальная пьеса. Детям показывают  две иллюстрации и предлагают выбрать тот, который больше соответствует характеру музыки. Дети, объясняя свой выбор, рассказывают, какого характера музыка, и почему  картинка,  выбранная, больше  соответствует    произведению.

Р И Т М И Ч Е С К И Е     К У Б И К И

Цель: Развивать у детей представление о ритме.

Наглядность: 10 маленьких кубиков, 10 больших кубиков.

Музыкальный репертуар:; « Ладушки», русс. нар. мелодия; «Дождик лей !», слова народные, муз. Р. Еникеева; «Выгляни, солнышко!», Из детского фольклора; Поезд, муз. и сл. Р. Гатиной.

Методика проведения: Педагог исполняет попевочку и обращает внимание детей на ее игровой характер и четкий ритм. Во время повторного исполнения педагог  предлагает детям  прохлопать  ритмический рисунок попевки. Затем показывает кубики и объясняет, что ритмический рисунок можно сложить из кубиков, если представить, что большие кубики обозначают долгие звуки, а маленькие - короткие звуки. Попевка исполняется вновь, после чего кто-либо из детей с помощью педагога выкладывает из кубиков ритмический рисунок. Потом задание выполняет другой ребенок.

Проанализировав,  свою  работу  по данной теме, я убедилась  в необходимости,  начатое  дело  в  данном направлении,  наметила  для  себя следующие  пути  своей  деятельности.

Изучать передовой инновационный опыт других педагогов в данном направлении. Совершенствовать свои познания о русской музыкальной культуре. Расширять ряд музыкально -дидактических игр, внедряя в непосредственную работу с детьми, создавая и придумывая  новые, постоянно пополнять игротеку. Проводить постоянную практическую работу с воспитателями - консультации, семинары - практикумы - по расширению музыкального уголка в каждой группе по всем возрастам. Постоянно пополнять музыкальные уголки в группах новыми дидактическими играми, пополняя и совершенствуя старые.

Привлекать родителей к данной теме в форме демонстрационно  - выставочного материала, где постоянно знакомить с работой в данной области, музыкально - дидактическими играми, поясняя наглядно, как можно использовать музыкально - дидактические игры в домашней обстановке.

Использование русского музыкального искусства  в музыкально - дидактической игре , должна  проводится как дома, так и в детском саду. И только при совместной деятельности педагога и родителей можно добиться  хорошего результата.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 945 гостей и 1 пользователь

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.