«Музыкотерапия в работе с детьми аутистами»
Музыкальный руководитель: Ушацкая О. И.
Многие специалисты в области аутизма уделяют все больше внимания музыкотерапии, как методу коррекции при аутизме. Такой повышенный интерес не случайность, поскольку дети очень восприимчивы к звукам и мелодиям. На сегодняшний день музыкотерапия считается «молодым» методом борьбы с аутизмом, но действенным. Существуют даже специальные институты, которые занимаются вопросами музыкотерапии.
Согласно проведенным исследованиям, музыка обладает мощным психологическим воздействием, поэтому ее рекомендуют использовать в терапевтических целях. Живая музыка сильнее действует на психологическое состояние человека, чем музыка в записи.
Музыкотерапия очень эффективно воздействует на людей, у которых диагностируют аутизм. На индивидуальных занятиях происходит установление и закрепление контакта между человеком с аутизмом и педагогом. Со временем такой контакт переходит в категорию доверительного. Например, ребенок с аутизмом смотрит в глаза своему музыко терапевту, здоровается с ним за руку, отвечает улыбкой на улыбку, улыбается при встрече и другие проявления.
Во время занятий дети с аутизмом могут исследовать разные музыкальные инструменты, например, духовые, клавишные, ударные. Это помогает в развитии креативности. Вместе с музыкотерапевтом дети, у которых диагностируют аутизм, выполняют различные движения под ритмическую музыку. Такие движения развивают чувство ритма и концентрацию внимания у детей, страдающих аутизмом, а также стимулируя подвижность, улучшают физическое состояние. Педагог на занятиях музыкотерапии дает возможность ребятам с аутизмом играть на различных музыкальных инструментах.
Занятия такого вида развивают любознательность, мелкую моторику и учат групповому взаимодействию. Иногда игра на музыкальных инструментах стимулирует ребенка, страдающего аутизмом, к совместному пению. Это уже первый шаг к речевому диалогу.
Для детей с аутизмом, у которых агрессивное поведение, предлагают набор ударных инструментов, например, барабаны, тарелки, шумелки. Игра на ударных инструментах может снять у ребенка, страдающего аутизмом, внутреннее напряжение и успокоить его.
В основе музыкотерапии находится импровизация. Музыкотерапевт должен наблюдать за психологической и музыкальной реакцией малыша с аутизмом, оценить его реакцию на разные музыкальные композиции и на звучание разных музыкальных инструментов. Для большей эффективности на занятиях музыкотерапией необходимо присутствие двух педагогов. Один из них должен контактировать с ребенком, у которого диагностируют аутизм, а второй – играть на музыкальных инструментах.
Для детей с аутизмом до двенадцати лет лучше играть детские мелодии из мультфильмов, например, «Песенка черепахи», «Спят усталые игрушки», «От улыбки» и прочие. Ребенок с аутизмом знает эти мелодии и быстрее пойдет на контакт с музыкотерапевтом. Опыт показывает, что не следует на занятиях для детей такого возраста включать незнакомые мелодии, которые могут вызвать у малышей с аутизмом тревогу и страх.
Специалисты рекомендуют собрать несколько известных детских песен и включить их в режиме «нон-стоп». Такой прием поможет достучаться даже до самого вялого малыша.
Ритм играет не маловажную роль в музыкотерапии, поскольку от него зависят непроизвольные телодвижения. Педагог должен уметь переводить акценты с сильной доли на малую, тем самым приводя в движение маленького аутиста.