Развитие голоса – важнейший этап в развитии ребенка.
Музыкальный руководитель: Ушацкая О. И.
В детском возрасте голосовые связки очень хрупкие, поэтому охрана детского голоса имеет большое значение.
Основным видом музыкальной деятельности дошкольников является пение, так как пение близко связано с речью и с музыкой.
Детей без слуха не бывает, так утверждает кандидат педагогических наук В. Безбородова, есть ребята, у которых не появились музыкальные способности и надо им помочь развиваться, больше слушать музыку, петь, танцевать. Детей надо приобщать к музыке. Это делает ребенка добрее, вдумчивее, доставляет детям радость
В тоже время нельзя забывать о некоторых правилах охраны детского голоса.
Голосовые связки ребенка в 2-3 раза короче, чем у взрослого. Голосовые волокна хрупкие, тонкие, снабжены густой сетью капиллярных сосудов. У входа в гортань голосовые связки имеют специальный резонатор, который усиливает силу звука.
Поэтому у детей наблюдается чрезмерно громкое, фальцетное пение. При таком пении ребенок напрягает мышцы шеи, поднимает плечи, у детей происходит срыв.
Громкое пение приводит к тому, что нарушается скорость кровопотока по капиллярным сосудам. В наиболее слабых местах стенок капилляров образуется порыв кровоизлияние и чем больше кричит ребенок, тем плотнее становятся сгустки крови. Эти уплотнения называются «узелками крикунов» они мешают ребенку воспроизводить звуки, крайне медленно рассасываются, они могут привести к хрипоте или полной потере голоса.
Для того чтобы этого не случилось, нужно: планомерно и соразмерно укреплять и развивать голос ребенка.
Необходимо соблюдать, как в саду, так и дома относительную тишину – слуховой режим, нельзя вынуждать ребенка повышать голос, срываться..
Ошибкой является включение в репертуар ребенка песен для взрослых, так как дети, не могут точно передавать мелодию, что приводит к фальшивому пению и нарушает музыкальное восприятие ребенка. Трудные слова песне чаще всего детьми не проговариваются и коверкаются, - это приводит к неправильному запоминанию мелодии и слов, что нарушает культуру речи ребенка. Эти песни надо исключать из репертуара дошкольника, путем переключения внимания на песни более доступные детям..
Примером развития интереса к музыке для детей может служить опыт кандидата педагогических наук В. Белобородовой. Она начала заниматься пением с детьми с раннего возраста, но начать это никогда не поздно.
Способы существуют самые разные: это пение песен с ребенком, приучение его слушать хорошую музыку в записи, детские музыкальные теле и радиопередачи, если возможно, посещение концертов.
Начать можно с того, что постараться войти в круг интересов ребенка, помочь ему разобраться в жизненных впечатлениях. Постараться вызвать у ребенка интерес к песне. Желательно петь песни самому родителю, т.к. детям интереснее слушать живую музыку.
Когда появляется интерес, дети сами будут стремиться к пению. Заниматься с детьми желательно не делая долгих перерывов, заинтересовывая детей связывая пение с жизнью ребенка.
Необходимо поощрять ребенка за точное исполнение, но в тоже время нельзя говорить ребенку, что он плохо поет и у него что – либо не получается. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает интерес к музыке.
Можно предлагать ребенку спеть песню для бабушки, для папы и.т.д. А также предлагать ребенку выполнять некоторые музыкальные упражнения.
Например: «Спой свое имя», « Кто как поет?» (котенок, птичка, петушок), «Спой песенку…» ( колобка, поросят, мышонка) « Музыкальное эхо» и. т п.
--- Старайтесь, как можно чаще слушать музыку с детьми, смотреть детские телепередачи, но не злоупотреблять ими.
--- С ребенком разговаривайте ровным тоном, не повышая голос.
-- Если ребенок сильно расшалился и кричит, его нужно успокоить, переключить его внимание на более спокойное занятие.
--- Пойте вместе с детьми детские песни, заинтересовывайте их хорошими песнями.
--- Не следует поощрять пение песен для взрослых, которые они слышат дома по телевизору и радио.
--- Во время простуды старайтесь, чтобы ребенок как можно меньше разговаривал на улице, не дышал ртом.
--- Старайтесь соблюдать речевой режим дома и на улице по дороге домой.