Перспективное планирование работы по адаптации детей к ДОУ
Этапы |
Работа с детьми |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
Работа с документами |
Подготовительный этап (июнь – август) |
Первое знакомство и наблюдение
Прогноз вероятной степени адаптации |
Разработка рекомендаций для воспитателей групп по организации адаптационного периода. Составление памятки-опросника для воспитателей «Наблюдение в группе за поведением детей». Консультация: «Система работы с воспитанниками и их родителями в адаптационный период» Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребёнка раннего возраста, поступающего в детский сад Деятельность по созданию психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности. Планёрка «Адаптационный период, наблюдение за детьми и ведение документации» |
Первая встреча, беседа с родителями. Экскурсия по детскому саду. Анкета – знакомство «Расскажите о своем ребенке» (его индивидуальные особенности) или «Анкета-знакомство с характерными чертами поведения ребенка». Памятка: «Информация для родителей, дети которых собираются в детский сад» Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду Анкетирование: «Готов ли ваш ребёнок к посещению ДОУ?» Родительское собрание: «Основные трудности при поступлении ребёнка в детский сад. Способы их преодоления». |
Разработка и оформление пакета документов по проблемам адаптации для педагогов и родителей Оформление карты наблюдения за ребенком до поступления в ясли. Изучение медицинской документации для ознакомления с физическим здоровьем воспитанников. Подготовка и оформление информационного «Справочника для родителей» Подготовка адаптационных листов на каждого ребенка, анкет для родителей Составление графика поступления детей в группы
|
Основной этап (сентябрь – ноябрь) |
Поэтапный приём детей в группу. Постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в ДОУ. Организация с детьми игр адаптационного периода. Наблюдение за детьми в процессе занятий, игр, самостоятельной деятельности, режимных моментов с учетом диагностических показателей. «Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации». Наблюдение, фиксация данных. Выявление детей «группы риска».
Диагностика детей раннего возраста (Шкала развития детей от 1 года 3 мес. до 3,5 лет (RCDI-2000) |
Памятки: «Меры, облегчающие адаптацию (для воспитателей)». «Роль воспитателя в создании условий для безболезненной адаптации ребёнка в детском саду» Памятки по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста) «Адаптационный лист». Оформление и ведение индивидуальных листов адаптации. Заседание первичного консилиума ПМПк Оказание помощи педагогам по проблемам адаптационного периода. Семинар «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» («терапия» песком, игры с песком) Консультирование по подготовке и проведению психодиагностической работы с родителями воспитанников. Педагогический совет «Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада» |
Информационные памятки: «Внимание! Адаптация!» «Алгоритм адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения». «Меры, облегчающие адаптацию». «Как пережить разлуку, или научим ребёнка любить детский сад». «Первый раз в детский сад (основные правила)». Наш «Чудо-альбом». Оформление и выставка семейных фотоальбомов Оформление информационного материала «Психологические особенности детей раннего возраста». Индивидуальное консультирование родителей по проблемам адаптации детей. Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду» Анкетирование родителей (вопросник по Шкале развития детей от 1 года 3 мес. до 3,5 лет (RCDI-2000)
|
Оформление информационных карт:
Справка-анализ по итогам готовности детей к поступлению в д/у и результатам наблюдений адаптационного периода (прогноз адаптации, промежуточные результаты) Определение степени социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Обработка результатов наблюдений и диагностики. Оформление результатов наблюдения адаптационного периода. Анализ-справка. |
Заключительный этап (декабрь /январь) |
Работа с детьми, требующих индивидуальных занятий.
|
Оформление группового (сводного) адаптационного листа по результатам наблюдений и диагностики. Плановый консилиум: «Результаты адаптационного периода». Оформление памяток для педагогов по обеспечению психологической безопасности личности ребенка и эмоционального комфорта. Педсовет – круглый стол: «Достижения, проблемы». Подготовка к родительскому собранию. |
«Очень многое мы можем, очень многое умеем!» Родительские собрания в группах с предоставлением информации о результатах адаптационного периода. Индивидуальные консультации для родителей детей с тяжелой адаптацией.
|
Обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций (ГПМПК) «Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста». Составление методических рекомендаций Разработка системы мероприятий по дезадаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Аналитические материалы.
|