Обоснование необходимости разработки и внедрения данного направления в образовательный процесс
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т. д.).
Адаптация детей к ДОУ нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Речь идет не только о мероприятиях, проводимых педагогами для детей и их родителей. Как показывает опыт, заведующий, педагог-психолог и старший воспитатель должны также контролировать готовность самих воспитателей к приему новых воспитанников. Лишь с учетом этих требований привыкание детей к детскому саду пройдет максимально легко.
Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное iотношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками. Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации к ДОУ не дает должного результата. Необходимо, во-первых, активно сотрудничать с родителями по этому вопросу.
Во-вторых, старший воспитатель и психологическая служба детского сада должны контролировать знания и действия самих педагогов, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.
В связи с этим необходимо планировать и организовывать психолого-педагогическую работу по трем направлениям:
- с родителями;
- с педагогами;
- с воспитанниками.
Задачи:
1.Совместная подготовка ДОУ и семьи ребенка к посещению ДОУ.
2. Поиск и внедрение в практику работы нетрадиционных форм и методов сотрудничества с родителями, призванных решить проблемы адаптационного периода.
3. Способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Расширение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями.
Организация работы по адаптации детей к ДОУ
Работа с педагогами
Памятки
- Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребёнка раннего возраста, поступающего в детский сад
- Памятки по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
- Роль воспитателя в создании условий для безболезненной адаптации ребёнка в детском саду
- Меры, облегчающие адаптацию (для воспитателей)
Консультации
- «Игры адаптационного периода: игры для детей от 1,5 до 2 лет, игры для детей от 2 до 3 лет»
- «Считалочки и уговорушки для самых маленьких»
- «Система работы с воспитателями и их родителями в адаптационный период»
- «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Советы педагога или «Как помочь ребёнку в период адаптации»
- «Особенности развития детей раннего возраста. Основные направления деятельности, задачи»
- Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностям психического развития в дошкольном возрасте
Педсоветы, семинары:
- Педагогический совет «Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада»
- Семинар-практикум «Психическое здоровье детей в ДОУ»
- Семинар «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» («терапия» песком, игры с песком)
С воспитанниками
Оформление:
- Карта наблюдения за ребенком до поступления в ясли
- Карта наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад
- Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период
- Прогноз вероятной степени адаптации
- Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в ДОУ
- Психо-медико-педагогическое сопровождение режимных моментов
- Наблюдение за детьми в процессе занятий, игр, самостоятельной деятельности, режимных моментов с учетом диагностических показателей
- Проведение игр адаптационного периода
- Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией: сказкотерапия, арт-терапия, игры с водой, игры с тестом, песочная терапия, релаксационные и дыхательные техники
- Оформление листов адаптации
- Определение степени социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
- Игры адаптационного периода
Сотрудничество с родителями
Анкетирование
- Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ
- Анкета – знакомство. «Расскажите о своем ребенке» (его индивидуальные особенности) для вновь прибывших детей или «Анкета-знакомство с характерными чертами поведения ребенка»
- Анкета для родителей «Портрет моего ребенка»
Памятки для родителей (Оформление наглядно-информационного материала):
- «Информация для родителей, дети которых собираются в детский сад»
- «Психологические особенности детей раннего возраста»
- «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
- «Признаки психоэмоционального напряжения»
- «Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
- «Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
- «Алгоритм адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения»
- «Меры, облегчающие адаптацию (для родителей)»
- Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду
- «Внимание! Адаптация!»
- «Как пережить разлуку, или научим ребёнка любить детский сад»
- «Первый раз в детский сад (основные правила)»
Консультирование
- Консультация для родителей «Какова причина детских страхов»
- «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы врача)
- «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы психолога)
- «Особенности развития детей раннего возраста»
- Индивидуальное консультирование родителей по проблемам адаптации
Родительские собрания:
- «Основные трудности при поступлении ребёнка в детский сад. Способы их преодоления»
Практикум для родителей
- «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»
- Наш «Чудо-альбом». Оформление и выставка семейных фотоальбомов
- Подготовка информационного материала «Справочник для родителей»