Соколова Ольга Владимировна,

педагог-психолог.

Консультация для родителей.

Тема: Искусство дружить или о том, как помочь детям обрести друзей.

Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения. Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимо овладеть несколькими различными навыками. Они должны уметь включаться в групповую деятельность, научиться, с одобрением относиться к своим ровесникам и поддерживать их, улаживать конфликты соответствующим образом и проявлять чуткость и такт. Овладение такими навыками может оказаться трудным делом. В детском саду дети, предпринимающие попытки включиться в уже сложившуюся групповую деятельность, подвергаются риску получить резкий отказ. Как только двое или более детей придумали и определили для себя определенного рода деятельность, будь то разгадывание головоломки или полет на борту космического корабля, они часто "защищают" свою деятельность, не подпуская никого из посторонних, кто мог бы осмелиться попроситься к ним. На приветствие они могут не отозваться, а на вопрос "А что вы делаете? - ответить: "Мы-то куличики делаем, а ты - нет", и на прямой вопрос: "Можно мне с вами?" - дать такой же прямой ответ: "Нет". Таким образом, чтобы включиться в деятельность, ребенку нужно уметь искусно маневрировать и быть настойчивым после первого отказа.

Искусство дружить включает также умение быть другом. Самыми популярными детьми, с которыми любят играть, оказываются те дети, которые часто уделяют внимание своим сверстникам, хвалят их и охотно откликаются на их просьбы. И напротив, детей, которые часто игнорируют ровесников, угрожают им или отказываются вступить с ними в контакт, сверстники обычно недолюбливают. Значит, для того, чтобы ребенка включили и приняли в свое сообщество, другие дети тоже должны "включать" и "принимать". Однако, "дружеское" поведение не всегда вознаграждается дружбой. Будет ли проявление нежности действительно оценено другим ребенком по достоинству, зависит от того, как выражена эта нежность и как ее понимает получатель. Для овладения этими навыками в детском саду с детьми проводятся игры и занятия на изучение эмоциональных состояний людей. И тогда по мере развития у детей чуткости, они постигают также и тонкое искусство взаимодействия, необходимое для того, чтобы уладить конфликт и сохранить дружбу. Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он не имел в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых.

В детском саду дети приобретают навыки общения не столько от взрослых, сколько от контактов друг с другом. Путем проб и ошибок они с большей вероятностью обнаруживают, какая линия поведения срабатывает, а какая нет. Однако бывают случаи, когда детям помощь взрослых просто необходима, чтобы овладеть особыми навыками дружеского общения. Воспитатель в этом случае вводит ребенка, у которого нет друзей, в игру или активизирует его взаимодействие  с каким-то другим конкретным ребенком - иногда с тем, у которого тоже нет друзей, - с которым  он мог бы поладить. Такая тактика помогает замкнутым детям приобрести первоначальный и ценный опыт общественного признания.

Так же  с детьми, отнесенными к категории одиночек, проводятся игры с показом особых навыков общения, с предоставлением возможности попрактиковаться в нем и отзывами о результатах. Такие игры нацелены на приобретение четырех групп навыков: как принять участие в определенных играх, делать что-то поочередно и вместе, общаться с другими детьми и как поддерживать ровесников, уделяя им внимание и оказывая помощь.

Цель обучения навыкам общения не в том, чтобы создать "популярных" или "общительных" детей, а в том, чтобы помочь детям, к какому бы типу личности они ни относились, развить настоящие отношения... по крайней мере, с одним ребенком или двумя. Ребенок, который способен положить начало игре или общению со сверстниками, может все же предпочесть проводить время в одиночестве. Но такой ребенок сможет успешно общаться, когда он этого захочет или если того потребует обстановка.

Чтобы обучить ребенка навыкам дружеского общения в домашней обстановке, родителям  достаточно прибегнуть к демонстрации подобных навыков, объяснениям и отзывам о них. Особенно родителям нужно остерегаться "поправлять" на виду у всех не овладевших еще какими-то навыками общения  детей и, таким образом, смущать их, а также публично называть детей "застенчивыми", иначе они начнут считать себя как раз таковыми.

Взрослым не надо навязывать навыки общения без разбора, нужно уважать реальные различия между детьми, которые одних детей побуждают установить дружеские отношения со многими сверстниками, других - сосредоточиться на одной или двух дружеских связях. Любая из этих моделей может удовлетворить отдельного ребенка и подойти ему. Пытаясь помочь детям подружиться, мы должны быть больше заинтересованы в качестве дружеских контактов детей, а не в их количестве.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 324 гостя и 2 пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.