Современные гаджеты, девайсы и интернет.
Как воспитывать детей в таких условиях?

А. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук

Увидев подобный заголовок, многие тут же воскликнут или, как минимум, подумают про себя: «Безусловно, компьютеры, те­лефоны, планшеты и, наконец, ин­тернет - очень вредны для детей». Но при этом никто не станет отри­цать, что устройства, часто оши­бочно именуемые гаджетами (смартфоны, планшеты, портативные компьютеры и т.д.), прочно вошли в нашу повседневную жизнь. И хо­чется нам этого или нет, но зна­комство с ними, а также с компью­терами и глобальной сетью Интер­нет происходит очень рано, неред­ко еще до того, как ма­лыш начал уверенно го­ворить. Итак, с одной стороны, небезопасно, а с другой - неизбежно. Что же делать?

Для начала давайте разбе­ремся, что такое «гаджеты» и о чем все-таки эта статья. Слово «гаджет» - английского про­исхождения, появилось пред­положительно в 1850-х или в 1880-х годах, а вот прочно в наш обиход вошло лишь в 2000-х. На­ На­учного определения не найти, и толь­ко всезнающая «Википедия» сообщает нам, что «gadget» в буквальном переводе обозначает штуковину,   приспособление, устройство, безделушку. Изначально этим сленговым   словом моряки называли любой не­большой механический предмет или часть судна, для которой он предназначался, в том  числе и когда просто забывали его название. Кстати, очень похоже на со­временное употребление этого слова: часто произносим, но что значит, не всегда пред­ставляем. Вот вам и морской сленг.

Сегодня гаджетами называют небольшие технические устройства, предназначенные для оптимизации нашей повседневной жиз­ни, причем к ним относят даже умную одеж­ду и электронные пластыри. Но чаще всего под ними все-таки подразумевают плееры, смарт-браслеты, игровые приставки, т.е. все то, что подключается к компьютерам, планшетам или смартфонам (мобильным телефонам с до­полнительными функциями портативного компьютера). Смартфоны и планшеты тоже ча­сто называют гаджетами, хотя они таковыми не являются. Гаджет рассматривается также как приложение в программном обеспечении. В этом значении большая часть информации становится доступной детям именно благо­даря гаджетам, т.е. этим самым приложениям.

Но вернемся к теме нашего сегодняшнего обсуждения. О чем же все-таки мы будем гово­рить в этой статье? О любом устройстве, будь то компьютер, смартфон, планшет (правильнее будет обозначить все это как девайсы - от англ. «device» - «какие-либо технические устрой­ства») или гаджет, которые могут иметь доступ к интернету или не иметь его, но вызывают не­поддельный не­поддельный интерес ребенка и способны на­долго захватить его внимание.

То, что знакомство ребенка с подобными устройствами и интернетом произойдет до­статочно рано, понимают не только родители и педагоги-практики, но и ученые, в том числе медики, которые предлагают ряд на­учно обоснованных рекомендаций по орга­низации работы детей за компьютером или другим девайсом. В частности, они научно об­основывают, что начинать общение с ин­формационными устройствами ребенку луч­ше в возрасте не ранее пяти лет. При этом средняя дневная норма составляет 7-10 ми­нут для детей пяти лет и 10-15 минут для до­школьников шести-восьми лет. Эти нормы существуют с конца прошлого века и до сих пор остались неизменными. Но давайте спросим себя: реально ли их соблюсти в со­временных условиях?

Конечно, это риторический вопрос. Дети сегодня другие. Они растут, погружаясь в бесконечные потоки  яркой и насыщенной информации. Они переносят принципы действия онлайн-режима и сенсорных дисплеев в реальную жизнь. Лично была свидетелем того, как полуторагодовалый ребенок во время развивающих занятий подошел к окну и попытался пальцами «увеличить» заинтересовавшую его птицу, сидевшую на дереве. Происходит уникальный процесс: реальность познается через цифровой мир и с помощью информационных устройств. Это иное восприятие окружающей действительности, которое соответствует современности и делает детей конкурентоспособными. Подумайте, стоит ли ограничивать ребенка, закрывать от него дверь в успешное будущее?

Давайте признаемся себе честно: сегодня дети начинают пользоваться компьютерами, смартфонами, планшетами и гаджетами чуть ли не с года (хотя медики по-прежнему рекомендуют начинать не ранее двух, а то и трех лет). Такое раннее погружение вполне естественно, ведь все эти устройства яв­ляются неотъемлемыми атрибутами нашей с вами жизни.

Конечно, в рамках этой статьи мы не мо­жем не рассмотреть, какой вред наносит длительный просмотр мультфильмов и элек­тронные игры. Но основная наша задача - вы­делить приемы, способные максимально уменьшить негативное влияние онлайн-погружения и сберечь здоровье ребенка.

Начнем, пожалуй, с вреда. Как утвержда­ет авторский коллектив под руководством доктора медицинских наук, профессора /1.А. Леоновой, при работе с компьютерами, планшетами, смартфонами и гаджетами в первую очередь страдает зрение. Также по­добная деятельность влияет на осанку, тонус мышц, прежде всего шеи и плечевого пояса, при определенных условиях затрагивается слух. Почему же это так вредит ребенку? Прежде всего, потому, что большинство си­стем его организма находятся в процессе ак­тивного развития.

Интенсивное созревание зрительного ана­лизатора происходит вплоть до подростко­вого возраста. Развитие сетчатки закончится на первом году жизни. К четырем годам ре­бенок уже воспринимает все цвета, однако полностью цветовосприятие сформируется только к 10-12 годам. Мозговые структуры зри­тельного анализатора оформятся к концу дошкольного возраста, в том числе созреет его корковый отдел. Примерно к 11 годам пол­ностью сформируется аккомодационная си­стема (дающая способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных рас­стояниях от глаза). Однако окончательное со­зревание зрительного анализатора про­изойдет только к 16-17 годам, с развитием про­странственного и стереоскопического зрения.

Получается, что, когда ребенок младше семи лет смотрит мультфильмы или играет в развивающие игры, постоянно меняющиеся условия на экране держат еще несовершен­ную аккомодационную систему его глаз в по­стоянном напряжении. В результате утомле­ния зрительного анализатора повышается ча­стота и теряется равномерность движений глаз. Это отражается на работе мозга и регу­ляционных механизмах психики. Результат - нервное перенапряжение.

Еще один значимый фактор - малопод­вижность в процессе игры или просмотра мультфильмов. Ваш малыш не может усидеть на месте три-пять минут, а тут экран прико­вывает его внимание на несколько часов. Недостаточная двигательная активность и неправильные позы ребенка негативно ска­зываются на формировании костно-мышечной системы, приводят к нарушениям осанки, гипертонусу мышц.

Исследования также доказали, что боль­шинство компьютерных игр - источник стрес­са. Даже предвкушение игры уже является стрессогенным фактором и приводит к вы­бросу адреналина и кортизола в кровь из над­почечников, что характеризует реакцию ор­ганизма на стресс.

Ни для кого не секрет, что утомление и стрессы, особенно хронические стрессы и пе­реутомление, - одни из основных причин разного рода болезней независимо от воз­раста. Когда превышен предел работоспо­собности клеток головного мозга и они не ус­певают вовремя восстановиться - жди беды в виде соматических и острых инфекционных заболеваний, на смену которым часто при­ходят нервно-психические и хронические. Поэтому важно вовремя заметить видимые признаки утомления ребенка. У каждого они индивидуальны: кто-то становится более пас­сивным, а кто-то, наоборот, чрезмерно ак­тивным. Отличаются и эмоциональные реак­ции детей - от смеха, пританцовывания и бур­ного веселья до криков, плача и повышения тревожности.

Но дело не ограничивается просто физи­ческим вредом, причиняемым компьютера­ми, смартфонами, планшетами и гаджетами. Речь идет о ЗАВИСИМОСТИ. В вашем окру­жении наверняка есть подростки и даже взрослые люди, которые могут часами на­пролет играть в компьютерные игры. Возможно, и вы сами (конечно же, иногда) не мо­жете отказать себе в удовольствии поиграть в увлекательные игры на своем смартфоне. Что тогда говорить о детях, у которых мно­гие структуры мозга еще только созревают, недостаточно окрепли, процессы возбужде­ния преобладают над процессами торможе­ния, саморегуляция практически отсутствует. Взрослые помогают детям в регуляции по­ведения минимум до шести-семи лет, пока не начнет формироваться произвольность пси­хических процессов. В ваших силах регули­ровать время просмотра программ, мульт­фильмов и игр на смартфоне, планшете и компьютере. Только это должно быть четко установленное правило. Понаблюдайте за своим ребенком: через сколько времени он переходит от одной деятельности или игры к другой в реальном времени? через сколько времени «общения» с информационными устройствами начинает утомляться? Сколько времени можно давать ему на просмотр мультфильмов или электронные игры? Глав­ное - не переборщить ни в сторону чрез­мерного запрета (15 минут для современных здоровых детей слишком мало), ни в сторо­ну вседозволенности (более одного часа ежедневного увлечения электронными игруш­ками и мультфильмами может привести к раз­личным заболеваниям и недоразвитию, на­рушениям зрения и опорно-двигательного ап­парата).

Определить вред не составило труда, а в чем польза? Что же положительного в играх и развивающих мультфильмах? Кроме упо­мянутой выше конкурентоспособности ва­шего ребенка, игры на компьютере, планшете, смартфоне или гаджете способствуют раз­витию памяти, внимания, воображения, ас­социативного и логического мышления ма­лыша. Также развивается мелкая моторика и координация движений. Главное, чтобы на­грузка на анализаторы, физиологические и психические процессы не была чрезмерной. А для этого важно подбирать игры и мульт­фильмы, которые бы соответствовали воз­расту ребенка. Сделать это в современных условиях достаточно просто: изначально ис­кать развивающие игры и видео для опре­деленного возраста. Помните, что про­извольность сформируется только к началу школьного обучения, в старшем дошкольном возрасте активизируется созревание цент­ральной нервной, зрительной, двигательной и сердечно-сосудистой систем. Ребенок в процессе этого уже испытывает перегрузки, дополнительная чрезмерная нагрузка мо­жет крайне негативно отразиться на созре­вании всех вышеупомянутых механизмов и си­стем.

Итак, мы рассмотрели и вред, и пользу ран­него приобщения ребенка к девайсам и ин­тернету. Вывод один: во всем необходимо соблюсти равновесие. Это кажется пара­доксальным, но, если вы полностью будете ограничивать доступ к современным техни­ческим устройствам, ребенок с утроенной си­лой приобщится к ним, став старше и ли­шившись вашего чрезмерного контроля, или еще раньше, например в гостях. То есть нер­возное отношение к «запретному плоду» тоже пользы не принесет. Необходима спо­койная реакция на желания ребенка и четкое следование правилу: строго отведенное вре­мя в день (напоминаю, что его вы определи­те для ребенка самостоятельно, так как 15 ми­нут в наше время редко соблюдаются). При этом желательно, чтобы одновременные се­ансы не превышали заветные 15 - максимум 20 минут для здоровых детей и 10 минут для детей  III группы здоровья, поскольку перио­дическое переутомление может привести в дальнейшем к различным изменениям в цент­ральной нервной, двигательной, сердечно-со­судистой системах и к нарушениям зрения. Еще один момент - какое время суток вы­брать для игр и просмотров? Лучше исполь­зовать время в первой половине дня, время после обеда тоже допустимо, но не позднее чем за два часа до сна, чтобы ребенок не пе­реутомлялся. Старайтесь, чтобы приобщение к современным информационным устрой­ствам не совпадало с прогулками на свежем воздухе. Лучше занятия и просмотры прово­дить только дома, закрепив это как отдель­ное правило.

Дошкольный возраст - время двигательной активности и экспериментов. Для снятия ста­тического мышечного напряжения вы мо­жете разбавлять просмотр мультфильмов и развивающие игры в онлайн-режиме физи­ческими упражнениями, в первую очередь для верхней части туловища, или проходящими в реальном времени экспериментами, раз­вивающими и подвижными играми. Думаю, у каждого родителя, и тем более воспитателя таких игр в личной копилке предостаточно. И помните, что познание реального окру­жающего мира в этом возрасте обязательно должно превалировать над требующей ум­ственной нагрузки работой за компьюте­ром. К тому же к играм на компьютере, смартфоне, планшете и т.п. необходимо за­ранее готовиться. В первую очередь речь идет о тренировке тех систем ребенка, которые окажутся под наибольшим ударом, особен­но на первоначальном этапе: точности и координации движений, в том числе точных движений кистей рук и пальцев, а также па­мяти. Соответствующие упражнения легко найти в интернете. Например, забрасыва­ние мячей разного размера в корзину, паль­чиковая гимнастика или запоминание после­довательности расположения игрушек на столе.

Для снятия зрительного напряжения по­дойдет зрительная гимнастика, которая про­водится как в процессе пользования элек­тронными девайсами, так и после. Длитель­ность такой гимнастики - одна - максимум две минуты. Упражнения лучше периодически менять. В процессе игры или просмотра мультфильма достаточно провести одно, а после - два-три упражнения. Простейший пример: подвесить на стенах, потолке четыре-шесть игру­шек или картинок, лучше из одной сказки или одной тематики, и по­просить ребенка, чтобы вообра­жаемый самолетик, бабочка или голубь пролетели около них всех по очереди. Делать это можно с поворотом головы или без. Так­же различные метки (картинки или наклейки) можно оставить на стекле и по­просить ребенка смотреть на них и на деревья за окном, что будет тренировать и развивать аккомодационную функцию глаза. Другое эффективное упражнение: водить указкой по плакату (вверх-вниз, вправо-влево, по ча­совой стрелке и против нее, по восьмерке) и просить ребенка следить за ее движением только глазами. Также можно моргать, от­крывать и закрывать глаза. Детям очень нра­вится зрительная гимнастика в стихотворной форме, особенно если она сочетается с дви­жениями всего тела.

Важно также помнить о правилах без­опасного просмотра, соблюдение которых снизит нагрузку на зрительную и двига­тельную системы ребенка. Так, зрительная дистанция от глаз до экрана не должна быть меньше 60-70 см. Желательно, чтобы ребенок сидел на стуле со спинкой или на ди­ване и опирался ногами на пол или скаме­ечку, крайне нежелательны скамейки без опоры для спины. Необходимо следить за со­хранением осанки. Кстати, и за своей осан­кой неплохо заодно последить. Замечали вы когда-нибудь, как работаете за компьютером или в какой позе играете в игры на телефо­не? Каким еще образом можно снизить нега­тивное влияние на ребенка?

Пока у вас есть возможность самостоя­тельно выбирать развивающие игры и мульт­фильмы, обратите внимание на преобла­дающие в них цвета. Желательно, чтобы цветные символы располагались на ней­тральных белых и серых тонах, белые - на зе­леном фоне. Наиболее предпочтительные цвета: желтый, зеленый, оранжевый. А вот до­полнительную нагрузку на ребенка окажут сложные изображения с применением сине­го, красного и фиолетового цвета. Нежела­тельно использование более семи цветов на одном кадре или игровой панели. Чем млад­ше ребенок, тем вреднее для него мерцание, блики и отражения.

Не воспринимайте эти рекомендации как на­мек на то, что необходимо выбирать ис­ключительно однотонные мультфильмы или игры. Для полноценного развития детей важ­ны разнообразие, интерес, обилие ощуще­ний, красок, звуков и вку­сов, но главное здесь - не переборщить. И пусть все будет  своевременно и по возрасту. Тем более что в интернете сейчас практически все мультфильмы и игры имеют возрастную мар­кировку. Если вы используете материалы «не по возрасту», то ускоренно мелькающие кар­тинки ребенок не сможет ни воспринять, ни понять. Это не только вредно, но еще и бес­смысленно.

Еще один важный момент, на который вы можете повлиять: культура просмотра мульт­фильмов и использования развивающих игр. Если в доме постоянно включен телевизор, а родители сами увлеченно играют в игры на планшете, то каким-либо образом ограничить ребенка будет невозможно. Вы - главный пример для него!

Задумывайтесь, во что играет или что смотрит ребенок, пока вы на кухне или говорите по телефону. А еще лучше - играйте или смотрите вместе с ним. Пусть просмотр мультфильмов и развивающие игры станут семейным ритуалом и лишь изредка остаются средством «займу-ка ребенка на время».

К тому же вы можете сами выбирать наиболее подходящий для него, на ваш взгляд, контент. Побольше развивающих мультфильмов и игр, и лучше избегать насилия в содержании, а также агрессивного и неадекватного, на ваш взгляд, поведения героев. Дети с легкостью переносят это все в реальную жизнь и начинают вести себя, например, как Маша из мультсериала «Маша и медведь» (в моей практике было несколько примеров). Все дело в том, что содержание должно соответствовать возрасту. «Умные машинки» и другие развивающие мультфильмы про машинки, «Лунтики», «Фиксики», «Смешарики», «География-малышка», «Даша-следопыт», «Паровозики из Чаггингтона» и др. разработаны специально для детей. Кстати, в большинстве советских мультфильмов соблюдены основные требования и по цветовым, и по содержательным характеристикам. А вот современные мультфильмы многоплановы, что приспосабливает детей к быстро меняющимся условиям, в которых им предстоит в дальнейшем жить самостоятельно. Поэтому советские мультфильмы полезно со четать с современными, а отечественные  -с зарубежными. Прежде чем вы познакомите ребенка с новой игрой - поиграйте в нее не­много сами. Проанализируйте цвета, со­держание, поведение героев, подумайте, чем она будет полезна, а чем может быть вред­на для вашего ребенка. Например, игра, в ко­торой нужно нанести макияж главной ге­роине. Да, развивает мелкую моторику, но ведь дети начинают раскрашивать всех во­круг и в первую очередь - себя. Все девоч­ки рано или поздно доберутся до маминой косметики, но лучше все-таки позже. Выбор игр сегодня достаточно богат, всегда мож­но удалить спорную и скачать более полез­ную, интересную и развивающую.

Главное, чтобы игры и мультфильмы стали для ребенка источником новой полезной ин­формации, а ваше присутствие, разъясне­ние и комментирование мультфильма или игры - еще одним увлекательным семей­ным занятием.

Итак, резюмируем: нормы пользования электронными девайсами остались практи­чески неизменными, а вот требования вре­мени постоянно меняются. И все же как вос­питывать детей в современных условиях - ре­шать в первую очередь вам, родителям!

А напоследок для вас вопросы для раз­мышления и самопроверки:

1. Сколько времени рекомендуют еже­дневно проводить за компьютером, смарт­фоном, планшетом и т.п. специалисты-ме­дики:

  • Не более 7 минут;
  • Не более 15 минут;
  • Не более 30 минут;
  • Не более часа.

2. Сколько времени вы готовы разрешить своему ребенку проводить за электронным  девайсом ежедневно? Почему?

3.С какого возраста специалисты реко­мендуют начинать использование информа­ционных устройств?

4.В каком возрасте ваш ребенок начал смотреть мультфильмы и играть в разви­вающие игры?

5.По каким признакам вы определяете, что ребенок устал? Что свидетельствует о его переутомлении?

6.Какие правила использования ребенком электронных устройств  сложились в вашей семье? Возможно, после прочтения этой статьи - вы хотели бы ввести дополнитель­ные правила или изменить уже существую­щие?

7.Как часто и когда необходимо делать зрительную гимнастику? Какие упражнения нравятся вашему ребенку больше всего?

8.Каких цветов желательно избегать при выборе мультфильмов и игр на компьютерах, смартфонах и планшетах:

  • желтого и оранжевого;
  • синего и зеленого;
  • красного и фиолетового;
  • желтого и зеленого.

9.Какие мультфильмы и игры популярны в вашей семье? А какие вы бы назвали беспо­лезными и даже вредными?

Типичная ситуация: запрещаем ребен­ку смотреть мультфильмы и играть в элек­тронные игры, и начинаются крики, капризы и истерики. Такое поведение становится нор­мой. Через это проходят все. Как вы думаете, с чем это связано и как быть в такие моменты?

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 465 гостей и 4 пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.