Обоснование необходимости разработки и внедрения данного направления в образовательный процесс

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существен­ным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоян­ный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе мно­го неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль обще­ния.

Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для не­го стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психи­ческой регрессии и т. д.).

Адаптация детей к ДОУ нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Речь идет не только о мероприятиях, проводимых педагогами для детей и их родителей. Как показывает опыт, заведующий, педагог-психолог и старший воспитатель должны также контролировать готовность самих воспитателей к приему новых воспитанников. Лишь с учетом этих требо­ваний привыкание детей к детскому саду пройдет максимально легко.

Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со сто­роны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится, в первую оче­редь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в до­школьном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, что­бы у него формировались положительное iотношение к детскому саду и навыки об­щения, прежде всего со сверстниками. Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адап­тации к ДОУ не дает должного результата. Необходимо, во-первых, активно сотрудничать с родителями по этому вопросу.

Во-вторых, старший воспитатель и психологическая служба дет­ского сада должны контролировать знания и действия самих педаго­гов, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.

В связи с этим необходимо планировать и организовывать психолого-педагогическую работу по трем направлениям:

  • с родителями;
  • с педагогами;
  • с воспитанниками.

Задачи:

1.Совместная подготовка ДОУ и семьи ребенка к посещению ДОУ.
2. Поиск и внедрение в практику работы нетрадиционных форм и методов сотрудничества с родителями, призванных решить проблемы адаптационного периода.
3. Способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Расширение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями.

Организация работы по адаптации детей к ДОУ
Работа с педагогами

Памятки

  • Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребёнка раннего возраста, поступающего в детский сад
  • Памятки по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
  • Роль воспитателя в создании условий для безболезненной адаптации ребёнка в детском саду
  • Меры, облегчающие адаптацию (для воспитателей)

Консультации

  • «Игры адаптационного периода: игры для детей от 1,5 до 2 лет, игры для детей от 2 до 3 лет»
  • «Считалочки и уговорушки для самых маленьких»
  • «Система работы с воспитателями и их родителями в адаптационный период»
  • «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Советы педагога или «Как помочь ребёнку в период адаптации»
  • «Особенности развития детей раннего возраста. Основные направления деятельности, задачи»
  • Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностям психического развития в дошкольном возрасте

Педсоветы, семинары:

  • Педагогический совет «Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада»
  • Семинар-практикум «Психическое здоровье детей в ДОУ»
  • Семинар «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста» («терапия» песком, игры с песком)

С воспитанниками

Оформление:

  • Карта наблюдения за ребенком до поступления в ясли
  • Карта наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад
  • Карта наблюдения за ребенком в адаптационный период
  • Прогноз вероятной степени адаптации
  • Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в ДОУ
  • Психо-медико-педагогическое сопровождение режимных моментов
  • Наблюдение за детьми в процессе занятий, игр, самостоятельной деятельности, режимных моментов с учетом диагностических показателей
  • Проведение игр адаптационного периода
  • Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией: сказкотерапия, арт-терапия, игры с водой, игры с тестом, песочная терапия, релаксационные и дыхательные техники
  • Оформление листов адаптации
  • Определение степени социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении
  • Игры адаптационного периода

Сотрудничество с родителями

Анкетирование

  • Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ
  • Анкета – знакомство. «Расскажите о своем ребенке» (его индивидуальные особенности) для вновь прибывших детей или «Анкета-знакомство с характерными чертами поведения ребенка»
  • Анкета для родителей «Портрет моего ребенка»

Памятки для родителей (Оформление наглядно-информационного материала):

  • «Информация для родителей, дети которых собираются в детский сад»
  • «Психологические особенности детей раннего возраста»
  • «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
  • «Признаки психоэмоционального напряжения»
  • «Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
  • «Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка»
  • «Алгоритм адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения»
  • «Меры, облегчающие адаптацию (для родителей)»
  • Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду
  • «Внимание! Адаптация!»
  • «Как пережить разлуку, или научим ребёнка любить детский сад»
  • «Первый раз в детский сад (основные правила)»

Консультирование

  • Консультация для родителей «Какова причина детских страхов»
  • «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы врача)
  • «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению (советы психолога)
  • «Особенности развития детей раннего возраста»
  • Индивидуальное консультирование родителей по проблемам адаптации

Родительские собрания:

  • «Основные трудности при поступлении ребёнка в детский сад. Способы их преодоления»

Практикум для родителей

  • «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду»
  • Наш «Чудо-альбом». Оформление и выставка семейных фотоальбомов
  • Подготовка информационного материала «Справочник для родителей»

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 245 гостей и 2 пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.